Кто бы мог подумать, что Сёмка, известный всему детскому саду сорванец, шалун и проныра, окажется в душе таким нежным и восприимчивым к прекрасному?! А дело было так…
Началось занятие по интеграции искусств с детьми старшей группы. Ребята, закрыв глаза, стараются по своим ощущениям понять, что оказалось у них в ладошке. Оказывается… пёрышко. И мы гадаем – чьё бы это перо могло быть? Начинает звучать музыка К.Сен-Санса «Лебедь». Дети, уже имевшие неоднократный опыт подобных путешествий, проникают внутрь пространства, созданного музыкой, ощущая его атмосферу, аромат, теплоту или прохладу, его цвет, свет, звучания; готовые повстречаться с персонажами начинающейся истории. Вскоре мы все, дети и взрослые (педагоги музыки и ИЗО, воспитатель и нянечка) оказываемся во власти очарования пластики Лебедя, плывущего сначала по небу, а потом по глади затаённого озера. И вдруг Настя поднимается со стульчика, выходит на открытое место и начинает на цыпочках кружиться, грациозно вытягивая руки то вверх, то в стороны, изо всех сил стараясь походить на Лебедя. Наши взгляды обращены на неё. И тут срывается со своего места тот самый Сёма, бросается перед Лебедем-Настей на колено, протягивает ей руку, и, не сводя с неё восхищённых глаз, обводит её раз за разом вокруг себя. Надо было видеть наши лица, особенно взрослых, и особенно воспитателя и няни! Кажется, челюсти у них точно отвисли! У Ирины Николаевны (воспитатель группы) навернулись слёзы от удивления и восторга. Ладно Настя, ласковая, чуткая девочка, но Сёма?!
После занятия мы, взрослые, делились своими впечатлениями и открытиями. Особенно удивил Сёма, всем известный забияка и грубиян, так неожиданно раскрывшийся с новой стороны! Жалели, что нет возможности делать видеосъёмку занятий – вот бы показать родителям! После, на родительском собрании в группе, продолжились размышления о благотворном воздействии музыки на развитие детей, их раскрытие. И, конечно, вдохновил рассказ о занятиях…
Все мы родом из детства. И от того, чем напитывается детская душа, через какие впечатления и переживания ребёнок получает свои представления о мире, во многом зависит развитие и становление его личности, формирование отношения растущего человека к миру. Мысль эта давно всем известна, но как она верна! Основной познавательный «инструмент» ребёнка – его чувства, ощущения, эмоции, переживания. И искусство, по природе своей обращённое, прежде всего, к нашим чувствам, способствует раскрытию эмоциональности, чувства прекрасного, нравственно-этических качеств растущего человека.
А вот о положительном воздействии художественного образования на развитие мозга, мышления человека мы знаем гораздо меньше. Да и общие, расхожие фразы не убеждают нас. Мы ищем доказательств, объективных научных данных. Как раз некоторые из таких фактов будут представлены вниманию родителей, думающих об успешном будущем своих детей, о их гармоничном развитии.
Один из самых авторитетных исследователей в области педагогики искусства, в частности педагогики музыкальной, Дина Константиновна Кирнарская, доктор искусствоведения и психологии, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных (г. Москва), горячий пропагандист художественного образования, в своих выступлениях и публикациях со всей ответственностью заявляет о его колоссальных преимуществах.
Вот некоторые из сведений, которые приводит Д. Кирнарская.
На одном из конгрессов ЮНЕСКО (нелишне напомнить, что ЮНЕСКО в переводе означает «Отдел организации объединенных наций по образованию, науке и культуре») в Лиссабоне, который назывался «Искусство в образовании», с трибуны, ещё тогда, в 2006году (!) прозвучала назревшая мысль: «Искусство – не довесок и не помеха образовательному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования всякое иное образование неполно, половинчато и неэффективно». Обратившись к примеру передовых конкурентоспособных стран, поклонники художественного образования для всех сумели доказать, что успехи Финляндии, Японии или Южной Кореи прямо связаны с доступом детей и подростков к искусству. Этот доступ обеспечивает государство. Так, в той же Финляндии на протяжении многих лет налоги от шоу-бизнеса направляются на всеобщее музыкальное образование, чтобы каждый мог научиться играть на музыкальном инструменте без удара по семейному бюджету. Осознав безусловный приоритет эстетического воспитания, финское общество всеми силами поддерживало педагогов-музыкантов и других служителей муз: даже в кризисные годы, когда безработица в среднем по стране достигала 17%, среди учителей музыки безработных не было.
Следующий конгресс ЮНЕСКО в Сеуле (2010г.), посвященный также вопросам искусства в образовании, лишь усилил наметившуюся тенденцию «реабилитации» искусства и его внедрения во всеобщую образовательную практику. Профессора Мичиганского университета Мэри и Роберт Бернстайны представили результаты своего исследования по данным о сотне нобелевских лауреатов в различных областях деятельности за последнее время. Выяснилось, что все они занимались тем или иным видом искусства.
Здесь напомним идею, часто встречающуюся в различных научных и педагогических источниках о том, что ход, этапы эволюции человечества должны как бы воспроизводиться, повторяться в становлении каждого из нас, т.е. в своём личностном развитии мы проходим ещё раз тот путь, который прошло всё человечество в процессе своего развития. Но что происходит на деле? Приходит ребёнок в школу (а то даже в детском саду!!) и «встаёт на голову» – начинает учить математику, русский и другие дисциплины. А занятиям искусству уделяется весьма незначительное в сравнении с другими дисциплинами внимание. Между тем давайте подумаем, давно ли появилась математика? В сравнении с искусством совсем недавно, наукам около трёхсот лет. А искусство когда? Относительно появлению наук очень давно, много тысяч лет назад! Соответственно мозг, в своём развитии, хочет сначала опереться на искусство, т.е. на то, что древнее. И когда мозгу это удаётся, он становится эффективным, мощным, он всё схватывает, он прекрасно усваивает потом и математику, и информатику, и любые другие дисциплины. Если же мозг вынуждают развиваться наперекор самой природе его развития, то человек испытывает трудности в усвоении, зачастую причисляется к отстающим, попадает в двоечники, разворачивается драма, ломается судьба! А причина? Мозговое развитие пошло неправильным путём, оно не прошло тот необходимый этап, который даёт искусство. В каждом ребёнке «запечатан» свой потенциал и если на раннем этапе развития мозг получил возможность опереться на ресурсы художественного образования, то его способности «выстрелят» ракетой. Мозг может адекватно развиваться при условиях, когда происходит филогенетическое развитие, перенос этапов развития человечества на развитие каждого индивида, каждого ребёнка.
В Москве есть школа №324, называемая «Жар-птица». В образовательном процессе школы художественному воспитанию учащихся уделяется полномерное внимание. В результате – выпускники школы успешно поступают в самые престижные высшие образовательные учреждения страны и зарубежья. Больше бы таких школ!!
Ещё большее значение предметам художественно-эстетического цикла придаётся в лицее №103 «Гармония» г. Железногорска, директор Е. Н. Дубровская.
https://www.youtube.com/watch?v=jlG3wWZaqk8 «Директор школы честно о российском образовании» (Познавательное ТВ, Елена Дубровская).
В этом лицее школа искусств интегрирована в учебно-воспитательный процесс. Сформировано линейное расписание, которое 20лет школа вынуждена скрывать!! от проверяющих. В образовательном лицее 12 хоров, 7 танцевальных коллективов, фольклорный ансамбль, театр, вокальная-, видео-, изобразительная студия. «Такое благотворное сочетание науки и искусства – по признанию Елены Николаевны, – создаёт гармонию в душе, сохраняет здоровье, повышает качество знаний (показатель лицея - 75%, тогда как по стране в среднем показатель 38%)». Директор лицея в своём выступлении со всей уверенностью заявляет: – «Воспитание не может быть отдельно эстетическим или патриотическим. Воспитание – это единый процесс, протекающий в сознании ребёнка, это философия учебного заведения, в данном случае нашего лицея. Мы не школа с углублённым изучением предметов эстетического цикла, у нас художественно-эстетический цикл не является спецификой обучения, он системно введён на уровень качественной нормы. Благодаря этому возросла эффективность всего обучения и воспитательного процесса. Как говорится – чем больше ребёнок занимается музыкой, тем лучше у него идёт математика. А мы с вами видим, что искусство в российской школе – это второстепенный предмет. Постоянно идут споры – убрать, не убирать. А оно должно быть на равных с математикой, иначе мы, как страна, просто пропадём…».
Не единожды Е. Дубровская в своей речи обращается к примерам из выступлений, ставшей известной в наши дни, учёного в области нейронауки и психолингвистики Т. В. Черниговской. Вот что говорит Татьяна Владимировна, в частности, о значении музыкального воспитания.
https://www.youtube.com/watch?v=5oZDJtMXstM
«Занятия музыкой – это не десерт, это не то, когда девочка или мальчик просто знает кто такой Чайковский. Из новейших данных научных исследований, публикуемых в научной литературе, становится очевидным, что занятия музыкой, начатые в раннем детстве, - это интенсивная тренировка нейронной сети головного мозга, значительно улучшающая её качество. Такие занятия очень ускоряют и интенсифицируют развитие мозга, обеспечивают лучшую пластичность мозга. Начатые в раннем детстве занятия влияют на состояние мозга по достижении пожилого возраста, в частности – при восприятии устной речи, которое со временем ухудшается…».
Дина Кирнарская, неутомимый пропагандист внедрения в образование занятий искусством, в своих трудах и выступлениях также утверждает значение занятий музыкой на развитие мозга. Как известно, повседневная умственная деятельность, а тем более открытия и особые достижения человека, требуют согласной работы двух мозговых полушарий. Эта согласованность осуществляется посредством «природного моста» между полушариями, так называемого «мозолистого тела» мозга, или по-латыни, corpuscallosum. Те из нас, чье «мозолистое тело» лучше выполняет свои функции передатчика информации между правым и левым полушариями мозга, имеют значительное преимущество во всякой творческой деятельности. Под воздействием занятий музыкой, даже недолгих, например, в течение года по часу в день, приводят к радикальным изменениям в структуре мозга: corpuscallosumребенка увеличивается на целых 25%. Гигантский скачок, огромное преимущество! Связь между полушариями, укрепляясь и разрастаясь под воздействием музыки, необходима отнюдь не только в музыке и не только в искусстве. Творчество всеохватно: более эффективная работа мозга, связанная с согласной работой обоих полушарий, дает лучшие возможности для выражения своих идей и творческих намерений во всём, к чему бы эти идеи и намерения ни относились. Если ребёнок отдал музыке несколько лет, скажем, будучи младшим школьником, возможности его мозга неизмеримо возрастут.
Думая о том, что разнообразные творческие процессы должны протекать у занимающихся музыкой детей более гладко, нельзя забыть о волнующей всех родителей математике. Согласно данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) по результатам опроса родителей о важнейших школьных дисциплинах самыми полезными школьными предметами участники опроса назвали математику (72%) и русский язык (64%)
https://zen.yandex.ru/media/id/5a2cd210a815f1e7d2fcb89c/samye-poleznye-predmety-shkolnoi-programmy-opublikovany-dannye-oprosa-vciom-5c78e8332a443a00b3a379b5?utm_source=serp
Ведущая школьная дисциплина, обязательная составляющая ЕГЭ, необходимейшая опора всякой научной деятельности и шире, всякого логического мышления. Оказывается, и здесь музыка приходит на помощь мозгу, пытающемуся освоить математические навыки. Подробнее с доказательствами этого постулата Вы можете ознакомиться в статье Д. К. Кирнарской «Зачем нужно массовое музыкальное образование».
http://art-inschool.ru/article/zachem-nuzhno-massovoe-muzykalnoe-obrazovanie-dokazatelstvo-ot-protivnogo
Надо сказать, что прочесть и поразмышлять над этой статьёй я бы советовала всем и каждому родителю и педагогу! Вы узнаете и откроете для себя, или обновите в своей памяти множество интереснейших фактов, которые стали результатом изысканий учёных и исследователей многих стран.
Среди положительных воздействий занятий музыкой на детей Дина Константиновна называет влияние на развитие речи и коммуникативных навыков (навыков общения). Она пишет: «Музыкальное мышление является предком речевого, его фундаментом и предшественником: вот почему речь так интенсивно развивается под воздействием музыкальных занятий – ведь они используют близкие мозговые области, рядом лежащие отделы мозга, представляющие собой психо-физиологическую опору обоих видов деятельности, как речевой так и музыкальной». Коммуникативные навыки в самом широком значении стимулируются музыкальными занятиями: занимавшиеся музыкой общаются более успешно и адекватно, демонстрируя проницательность и гибкость. Что из этого следует? «Благодаря опыту общения, который дает музыка, благодаря тому, что она активизирует мозговые центры речи, учащийся-музыкант никогда не столкнется с проблемами в общении: человек музыкальный – это непременно человек, прекрасно владеющий навыками коммуникации и готовый к взаимодействию с другими людьми. Это ли не утешительная новость для тех, кто решился отдать несколько лет музыкальным занятиям? Скорее всего учащиеся-музыканты не станут разорять своих родителей на репетиторов по русскому языку и иностранным языкам: соответствующие разделы ЕГЭ будут удаваться учащимся-музыкантам легко и свободно, не говоря уже об их будущих успехах во всем, что связано с общением и речью».
Далее учёный указывает на формирование под воздействием музыкальных занятий многоканального мышления. «Обучаясь музыке, человек приобретает привычку думать одновременно о многих вещах, сопоставлять несколько разнонаправленных линий, и анализировать информацию, поступающую из многих источников, к чему бы она ни относилась. Нет нужды доказывать, что эти ценные навыки пригодятся отнюдь не только в музицировании, но и во многих других ситуациях, далеких как от музыки, так и от искусства вообще».
В завершении своей статьи, ищущей ответ на основной вопрос педагогики: наука или искусство, Д. Кирнарская пишет: «Некоторые педагоги-музыканты видят в доказательстве необходимости музыкального образования косвенным образом, как бы «от противного», едва ли не оскорбление. «Как можно унижать святое искусство музыки тем, что оно якобы нужно не само по себе, не ради собственной художественной ценности, не ради внушаемых музыкой возвышенных чувств, а как бы по касательной, едва ли не как математика, которую, как говорил Михайло Ломоносов, «уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»… Убеждать родителей дать детям музыкальное образование не ради него самого, а для каких-либо иных «выгод и приобретений» выглядит в глазах таких педагогов едва ли не профанацией. Однако их благородное возмущение может ослабить один простой аргумент: одно не исключает другое. Утверждая, что речевое мышление и математические способности развиваются под воздействием музыки мы, во-первых, говорим правду, которая находится в полном согласии с последними достижениями психологической науки; и, во-вторых, блестящий расцвет умственных данных учащихся-музыкантов вовсе не исключает, а напротив, стимулирует обретение ими утонченного художественного вкуса и любви к искусству. Ум и чувства в музыкальном образовании, как и в самом музыкальном искусстве, слиты нераздельно… Собственно, разве не к этой цели мы стремимся, воспитывая с помощью музыкальных занятий художественно образованную аудиторию?
Что бы мне хотелось сказать Вам, дорогой собеседник, в заключении. Я не учёный, не исследователь, но немало лет отдала музыкальному развитию детей, и у меня накопились свои наблюдения. Как бы не складывалось у ребёнка обучение музыке, а учиться в общеобразовательной школе ему всегда становилось легче, успеваемость улучшалась, это факт! Никогда не встречала и не слышала, чтобы получивший музыкальное воспитание человек стал преступившим нормы человеческой нравственности и закона. Это второй факт. Почти все, кто когда-то бросил занятия музыкой, став взрослыми, сожалели об этом, и, почти всегда, обвиняли своих родителей, что в своё время не настояли на продолжении занятий. Это тоже факт.
И, наконец, неспроста высказывание Ф. Достоевского «Красота спасёт мир!» было дополнено другим мыслителем словом «осознание». «Осознание красоты спасёт мир!». Только осознанная, замеченная, воспринятая красота заставляет умиротвориться сердце человеческое. Том Пушкинских произведений останется для нас только вещью, если мы не умеем читать и постичь смысл сказанного! Мы пройдём мимо шедевра живописи, не заметив его, если мы не умеем «читать» картину и открывать для себя её смысл и красоту! Для нас музыка Чайковского или Баха будет просто шумом, если мы не умеем распознать в этом звучании красоту переживаний и мыслей композитора о мире! Искусство, народное и классическое, проверенное временем, через века несёт для нас весть о красоте мироздания и человека. Это язык, объединяющий народы и эпохи!
Сущность развития, как такового, «состоит в присвоении ребенком накопленного человечеством опыта, как духовного, так и материального» (определение выдающегося психолога Л. С. Выготского), в познании мира и себя в этом мире. Познание средствами искусства – один из главных путей развития человека. Искусство, как образная модель мира, открывает ребёнку возможность осваивать окружающий мир во всём его многообразии.
Общее развитие детей невозможно рассматривать вне контекста эстетического воспитания, в основе которого лежит способность переживать различные явления действительности как прекрасные и стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты.
Л. Малиновская